Вопросы по организации отдыха
Статьи Мыс Рытый (Хыр-Хушун)
Опубликовано:
В центральной части Байкала на западном берегу, напротив самого широкого места озера, расположен мыс Рытый. С бурятского языка название Хыр-Хушун, или Хэр-Хушун, переводится как «степной мыс». Это определение точно передает природные особенности мыса – 4 км в ширину и 2 км от берега до гор голой степи и прекрасных пастбищ для скота. Однако домашние животные здесь никогда не выпасались в период вегетации, и степной участок сохранил уникальные растительные сообщества реликтовых даурских степей. На мысе нет деревьев и никаких поселений, одиночные катера, не приставая к берегу, проплывают мимо, до этого места не доходит автомобильная дорога, и здесь нет даже тропы по побережью. По неизвестным причинам на посещение мыса местным населением было наложено табу, и этот запрет действует и в наше время. Жители старательно избегают посещений, именуя его проклятым местом, но, разговорившись, могут поведать много загадочных историй, связанных с этой священной местностью. Стоит добавить, что этот мыс входит в территорию Байкало-Ленского заповедника, и, чтобы здесь высадиться на берег, нужно специальное разрешение от администрации. Заповедный режим в сочетании с местными шаманскими запретами посещать священный мыс сделали свое дело: только редкие одиночки осмеливаются заходить в глубь ущелья, а их рассказы о загадках Рытого превратили его в главное аномальное место на Байкале.Последние годы вокруг этого района сложено немало легенд. Ответвляющий разлом ущелья р. Риты обладает аномальными особенностями, и с древних времен на его посещение наложено табу местными жителями. Больших причин нет нарушать эти запреты и сейчас, нет смысла просто ради любопытства заходить в «страшное и священное место», где живут сердитые боги, сыновья божества Ухэр, посылающие сильные ветры и наводящие порчу на посетителей их жилища. Шаманские заклятия действуют и в наше время, в этом легко убедиться, отследив судьбу людей, нарушавших вековой запрет и проникавших в ущелье. Многие из них преждевременно и скоропостижно ушли из жизни. По местным обычаям, нельзя проезжать мимо этого места, не почтив духов Рытого.Мыс Рытый относится к сакральным местам Прибайкалья. Это наиболее сухой участок на северо-западном побережье Байкала. Конус выноса, образованный р. Ритой, вдается в Байкал на 2,5 км. На наклонной голой поверхности мыса, беспорядочно изрытой водными потоками с гор, большое скопление глыб и валунов. Пересохшие рукава речки создают впечатление, что мыс изрыт узкими извилистыми оврагами. Здесь зарегистрированы следы мощных селевых выбросов в Байкал – грязекаменных потоков с валунами, деревьями и дерном. Долина реки оставляет гнетущее впечатление. Она труднопроходима из-за россыпей крупных камней, но пройти ее всю насквозь и выйти к истоку Лены можно за один день. В конце июня в верховьях ущелья Риты можно увидеть снег, а по пути вверх осмотреть отвесно падающие со склонов ущелья водопады. Первый из них находится примерно в 3 часах пути от берега озера и представляет собой красивый водопад высотой около 30 м, отвесно падающий со скалы в долину реки Рита. Геологи обнаружили здесь месторождение полиметаллов, возможно, по этой причине в местности часто в землю бьют молнии. Долина реки считается у бурят священной и запретной для посещения, даже шаманы избегают заходить в глубь ущелья. Если же в падь Риты случайно забредал скот, никто не решался идти за ним и выгнать его оттуда, считалось, что он стал достоянием Тэнгри и его сыновей, которые, по преданию, ревностно охраняют вход в ущелье. Пастухи терпеливо ждали, когда скот сам вернется из священной пади. Местные жители беспрекословно выполняют древние табу, поскольку считается, что их несоблюдение может привести к тяжелым заболеваниям. Среди этих древних правил существуют и достаточно странные, на взгляд современного человека, требования: мыс категорически запрещается посещать женщинам, а мужчины после посещения долины должны оставлять там стельки из обуви. Последний запрет связан с табу – запрещается что-либо брать и выносить с мыса. В рассказах старожилов этих мест речь идет о стельках, изготовленных из травы, во время сенокоса на мысе Рытом обувь набивали травой, а так как эта трава выросла на священном мысе, с травяными стельками в обуви нельзя было уходить с мыса.
Запретные для посещений местности известны с давних времен в мифологии народов разных стран. У буддистов Монголии это Агарти – «запрещенная территория в центре Азии, в окружении охранительных песков Гоби». У тантристов Тибета – загадочная и недоступная Шамбала, спрятанная от внешнего мира кольцом неприступных гор. На Памире – широко известная своими светящимися НЛО памирская аномальная зона. На Урале – Пермский треугольник. На Байкале подобной запретной для посещений зоной является священный мыс Рытый, особо почитаемый как бурятами, так и эвенками и тунгусами. Сакральное значение мыса для местного населения столь велико, что его ставят в один ряд со знаменитой Шаман-скалой на Ольхоне. Стоит особо подчеркнуть, что территория Рытого остается запретной для посещения и в наши дни, а значит, по поверью местного населения, духи до сих пор не покинули это место. Ни под каким предлогом ни один из местных жителей не соглашается не только входить в ущелье, но даже высаживаться здесь на берег. Рассказывают, что никто из местных жителей не решался пройти по мысу, если в соседних деревнях умирал человек. Обычно путники, которым нужно было пройти по мысу Рытому, заходили в деревню и интересовались, есть ли покойник; если ответ был положительным, человек разворачивался и не шел дальше. Запрет на прохождение мыса длился еще 3 дня после похорон.С феноменом мыса Рытого связаны рассказы местных жителей, что на этом месте в очень древние времена было поселение, о котором, однако, не сообщается ни в одном из существующих ныне научных источников. Якобы на земле мыса раньше были видны следы оросительных каналов и фундаменты городских построек. Зимой со льда в бинокль на самом деле можно рассмотреть искусственную каменную стену, о существовании которой до недавнего времени не знали даже в администрации Байкало-Ленского заповедника. Что касается следов городских построек – их так никому не удалось разыскать. В дополнение немного мистики этой местности добавляют случайные фотографии радужных светящихся шаров и необычных аномалий с фиксацией искривления пространства, которые нельзя отнести к дефектам пленки или фотопечати. Объективы камер, в том числе и современных профессиональных цифровых фотоаппаратов, с завидной регулярностью фиксируют здесь необъяснимые аномальные феномены.По данным «Энциклопедии чудес» Игоря Царева, в мире насчитывается более 500 достаточно мощных геоактивных зон – аномальных местностей, в которых отмечается активное специфическое воздействие сил неизвестной природы на человека. Это влияние может быть как положительным (сакральное место), так и отрицательным (геопатогенная зона). В таких зонах наиболее высока вероятность наблюдения светящихся шаровидных объектов, встреч с гоминидами (снежными людьми), случаев необъяснимых явлений в психике людей, галлюцинаций, вещих снов и т. д. В районах тектонических разломов коры и в зоне сейсмической активности достаточно энергично проявляется воздействие различных факторов на эволюцию биосферы и на человеческие сообщества. В научный оборот введен даже специальный термин – теллурическое излучение разломов, настолько же непонятный, как торсионное поле Земли. Ряд ученых высказали предположение, что тектонические разломы земной коры создают концентрацию торсионных и ротационных геофизических полей, которые могут воздействовать на человека. Распространено мнение, хотя бесспорных доказательств этому нет, что подобные аномальные зоны теоретически могут благодатно воздействовать на развитие человеческой цивилизации.
В геопатогенных зонах человек, по наблюдению врачей, быстрее устает, стареет и умирает. По гипотезам ученых, возникновению геопатогенной зоны могут способствовать особенности местного рельефа: близость и расположение подземных тектонических разломов, пересечение водных подземных потоков, проходящих на разных уровнях под руслами высохших рек, радиоактивный фон местности, электрический потенциал атмосферы и т. д. Например, известная аномальная зона в Крыму на горе Демерджи, по одной из версий, стала таковой из-за растений-эндемиков, выделяющих в утренние часы летучие вещества, способные вызвать у людей галлюцинации. На мысе Рытом обращают на себя внимание изрытая селем земля, сухие русла ушедшей под землю реки и часто наблюдаемые здесь аномально перекрученные ветви деревьев.Наблюдения и опыт людей на протяжении нескольких поколений, которые проводят в одной и той же местности достаточно длительное время, выделяют из окружающего пространства как места силы, так и опасные для здоровья территории. В благодатных местах со временем возникают святилища, туда приходят молиться и просить у духов помощи; вторые, так называемые геопатогенные, зоны становятся проклятыми местами, запретными территориями для посещений. Мыс Рытый, по опыту проживавших там людей, оказался местом, где население часто болело и преждевременно умирало от неизвестных причин. Эта нехорошая народная молва создала мысу дурную репутацию, отчего он приобрел статус таинственного и загадочного.
Из анализа многочисленных рассказов очевидцев напрашивается гипотеза о возможном повышенном радиоактивном фоне в ущелье реки Риты. Первоначально в пользу данной версии говорили свидетельства о случаях заболевания после посещения этих мест; так, загадочно и надолго заболел участник экспедиции, в одиночку поднявшийся на близко расположенную к Байкалу вершину и некоторое время просто полежавший на голой земле. Он болел около года. Александр Бурмейстер, выросший в тех местах, также подтвердил, что все некогда постоянно проживавшие на мысе Рытом преждевременно умерли и сейчас уже никто не живет там. Деревянные дома полностью разрушились и заросли травой. Возникла даже гипотеза, что люди получали смертельную дозу радиации, транспортируя радиоактивную породу с золотом, которую якобы нашли в ущелье р. Риты. А легенды о проклятии специально придумали, чтобы отпугнуть возможных охотников за золотом. Геологи подтвердили, что в глубине ущелья реки Риты есть проявления золота, полиметаллов и урановых руд, но повышенной радиации, способной смертельно облучить людей, там нет.
Радиометрическая съемка здесь проводилась геологическими партиями «Сосновгеологии» в конце 60-х гг. прошлого века. В то время не было портативных дозиметров, и для работы прибора требовался целый рюкзак батареек, что могло быть поводом для выборочного замера радиоактивного фона на маршруте. Вместо батареек геологи предпочитали нести с собой больше тушенки, и, возможно, замеры производились не по всему маршруту, а выборочно. Поэтому геолог, который непосредственно работал в те времена в геологической экспедиции, порекомендовал ходить там с портативным современным дозиметром – так, на всякий случай. Опасения не случайны: например, недалеко от мыса Рытого зафиксирована урановая жила на мысе Саган-Морян, где прибор зашкаливает. Замер радиационного фона, произведенный портативным дозиметром на выносах мыса Рытого, дает изменяющиеся показания в пределах от 0,25 до 0,35 мкР/ч, это примерно в два раза выше других смежных территорий побережья Байкала, но не превышает допустимой дозы в 0,5–0,6 мкР/ч.
Бурятский шаман Валентин Хагдаев, получивший пятое посвящение и знающий, как никто другой, местные древние предания, рассказывает: «Много тысяч лет назад память о событиях в этих местах ушла в область степных преданий. Здесь захоронен Ухэр-нойон, владыка Северного Байкала, отец семи ветров от мыса Рытого до северной оконечности Байкала. Ухэр-нойон вместе с сыновьями жил в ущелье. Это место было всегда особо почитаемо, грозно и опасно. Вибрации мыслеформ в этой местности проявляют себя до сих пор наиболее зримо, чем где-либо. На горьком опыте сотен поколений, когда люди внезапно умирали от посещения этого места, был объявлен запрет входить в ущелье. Этот запрет соблюдается и сейчас. Ни один бурят не войдет сюда по собственной воле. Когда два бурятских охотника соблазнились обилием белки и соболя в ущелье и, нарушив запрет, вошли в него, через год оба они умерли.Ольхонские старики говорят, что в этом месте сходилась граница территорий между землями охотничьими, пахотными и для выпаса скота и лошадей. Из-за давнего соперничества за владение землями мыса однажды разгорелся спор о шаманской силе между эвенкийским, якутским и бурятским родами. На великую битву от каждого рода вышло по шаману и богатырю. Шаманы заявили: чтобы нам биться с молниями, нам нужны скалы с расщелинами без деревьев, – и удалились в ущелье. Богатыри сказали: чтобы нам разминаться, нам нужна просторная земля без растений, – и остались на равнине мыса. Началась великая битва, продолжавшаяся не одни сутки, однако в этой схватке так никто никого и не одолел. После битвы 3 шаманов и 3 богатырей это место стало проклятым. Битва разбудила дух захороненного здесь Ухэр-нойона, и на плодородную равнину скатился ужасный сель, перемешав всю землю с огромными камнями. Раньше была традиция через каждые 3 года ходить на мыс для проведения специального обряда жертвоприношения духу Ухэр-нойона, чтобы он смилостивился. В центре мыса было священное дерево, а на входе в ущелье – святилище. Только шаману дозволялось доходить до святилища. Шаманы молились черной ночью на перевернутом черном котле. Но преемственность этой традиции была нарушена, и теперь дух мстит всем людям, посещающим местность, где захоронено его тело. Не знаю, сохранилось ли святилище до наших дней. Уже давно там никто не был. Если пойдете туда, сойдя на берег, обязательно упадите на правое колено – это обряд почитания. Сварите кусок баранины, чтобы распространился ароматный запах. Мясо можете съесть, но кости не выбрасывайте, а сожгите их, разложив по форме тела. Если нет барана, произносите мысленно: «Мы на земле ваших обычаев делаем жертвоприношение чем есть. Извиняемся. Прости нас, непосвященных». Будьте осторожны, дух может прислать вам медведя или волка.
Другую легенду удалось узнать от работника Байкало-Ленского заповедника В. Трапезникова. В его редакции она звучит так: «Было у Байкала три дочери. Первую, покровительницу вод небесных, звали Лена. Имя второй – Ангара. Ее ласкал и лелеял сам Байкал. Третью, хозяйку вод подземных, звали Ритой. В небесах здешних жил суровый бог Тэнгри. Было у него два сына: Азмэ, который правил молнией, и Алмэ, хранитель грома. И как это часто бывает, порешили однажды Байкал и Тэнгри старшую дочь Байкала выдать за Азмэ, а среднюю – за Алмэ. Сговор их услышал свободолюбивый ветер. Он знал, что Ангара мечтает о Енисее, а Азмэ и Алмэ все время вьются около загадочной Риты, и решил помочь братьям Азмэ и Алмэ самим распорядиться своей судьбой. В назначенное время он устроил светопреставление. С огромной скоростью ветер стал носиться по горам, круша все на своем пути. Небосвод затянуло тяжелыми тучами, в свисте ветра непрерывно грохотал Алмэ и швырял молнии Азмэ. Улучив момент, в шуме разбушевавшейся стихии Ангара и Лена кинулись наперегонки к своим возлюбленным. Ангара встретилась с Енисеем, а Анай, будучи обласканный Иликтой, не проявил решительности и опоздал на встречу с Леной. Гордая Лена не простила этого своему возлюбленному, и до самого океана она течет до сих пор под своим именем. Каждый год от обилия талых и дождевых вод в долинах Аная слышится могучий рев – это Анай просит прощения у Лены. Узнав о случившемся, Тэнгри страшно разгневался. Своей волей он навеки превратил братьев Азмэ и Алмэ в каменные утесы. Они стоят друг против друга, охраняя долину Хыр-Хушун, но им никогда не спуститься к красавице Рите. Когда в горах гремит гром и сверкают молнии, это братья стараются привлечь внимание озорной Риты. Но нет у нее ответных чувств. Слишком молода она и всю свою энергию тратит на озорство и шалости, скрываясь, не доходя до Байкала, под камнями и землей».По старинным бурятским преданиям, два злых брата-холостяка Азмэ и Алмэ, которые считались бывшими «жителями грома», сыновьями небесного божества Ухури, способны наводить жестокие штормы на Байкале, сильные ураганы, сметающие в море стада коров и овец. По свидетельству исследователя Байкала И.Д. Черского, объехавшего Байкал в конце XIX в., приольхонские буряты очень боялись божественных братьев и пересекали долину только в самом устье реки, совершая при этом жертвенные приношения. Женщинам запрещалось появляться в этом месте, и они могли в случае необходимости лишь проплывать на лодке мимо, не ступая ногами на берег и не пересекая страшной долины.В «Землеведении Азии» Карла Риттера (1895) легенда о мысе Рытом записана так: «На мысе Рытом находится обитель братьев-холостяков Азмэ и Алмэ, жителей грома, сыновей божества Ухури-Тэнгия. Эти духи-сыновья очень привередливы, за малое прегрешение насылают бедствия, штормы, сносящие в море целые стада коров и овец. Долину речки и сам мыс могут пересекать только на устье по тропе, о том, чтобы углубиться выше в горы, даже за ушедшим туда скотом, боятся даже подумать, это жертва божествам. В случае смерти кого из бурят в соседних улусах сообщение через мыс прерывалось до следующего новолуния. В это время мыс нельзя даже обходить в лодке. Женщины не могут даже приближаться к Хыр-Хушуну. Между Хейремом и Анютхэ не смеет пройти ни одна бурятка, только по воде».
В самом деле, конус выноса реки Риты напоминает о бушевавшей здесь в прошлом неуправляемой стихии: изрытая селем степь, нагромождения огромных валунов, ушедшая под землю река. И как напоминание о ревнивых окаменелых братьях грома и молнии – непрерывная череда дождей в ущелье. В ущелье реки можно увидеть необычную группу скал – окаменелых грозных братьев Азмэ и Алмэ. Одна из стен скалы в самом ее верху имеет отрицательный угол. На ее вершине лежит огромный, размером с зимовье, камень, опасно нависающий над проходящими в ущелье.Опасения шамана, что духи ущелья могут прислать непрошеным гостям волка или медведя, вполне реальны – следы медведей здесь встречаются часто. Побывавшие в ущелье отмечают чувство тревоги, будто кто-то непрерывно за ними наблюдает. Зафиксирован случай атаки на зашедших сюда людей громко жужжащих, больших, размером с грецкий орех, пчел, так что туристы были вынуждены убегать от них, а насекомые норовили сесть на спину. Особенностью пчел было большое тело и два длинных жала, наподобие ласточкиного хвоста, в конце туловища. Эти большие насекомые называются земляными пчелами, они не вьют гнезд, а устраивают их в земле. Земляная пчела ревностно охраняет свою территорию рядом с гнездом и нападает на людей, если те приближаются к нему. Ее укус крайне болезненный, так что укушенный может от неожиданной боли даже упасть с лошади. В разных регионах их называют по-разному: на Лене – шершень, у тунгусов – медведка. Встречаются такие земляные пчелы довольно редко, поэтому в шаманской традиции атака таких пчел расценивается как дурной знак: «Это духи проявили себя. Наверное, вы не так разложили косточки жертвоприношения…»
В преданиях говорится, что на мысе Рытом жил владыка Северного Байкала со своими приближенными Ухэр-нойон. Этот рассказ подкрепляют свидетельства местных жителей, слышавших от своих отцов, которые, в свою очередь, узнали об этом от своих родителей, что в древние времена здесь было поселение людей. Остатки квадратных фундаментов, наполовину смытых селем, видели 15 лет назад на правом берегу реки Риты. О непонятном выложенном на земле квадрате 50?50 метров на вершине сопки, слева от реки Риты, упоминал в своем отчете и геолог А. Бухаров, исследовавший это ущелье в 1967 г. Следы ирригационных старых канав с бортиками, выложенными камнями, обнаружены в южной части мыса. Некоторые из них проложены параллельно друг другу, и их следы на земле видны до сих пор. Однако в силу разнообразных причин добраться до этих мест археологи так и не смогли. Вопрос о возможном местонахождении неизвестного древнего поселения на мысе Рытом остается открытым.Наибольший интерес представляет отчетливо видимая с воды продольная извилистая искусственная стена на сопке слева от реки Риты. Несмотря на всю изученность побережья Байкала, ни упоминаний, ни описаний этой стены нет ни в одном археологическом сборнике, не была она известна и работникам Байкало-Ленского заповедника до 2002 г., на территории которого находилась. Первая научная экспедиция смогла осмотреть ее только в 2005 г. В кладке стены ученые нашли фрагменты керамики, предположительно отнесенной к курумчинской культуре.
С северной стороны мыса на земле сохранились пирамидальные груды камней, сильно напоминающие часто встречаемые в Монголии древние захоронения рядом с большими керексурами. Раскопок археологи здесь не проводили, но площадка с прямоугольной выкладкой камней и 15 вросшими в землю искусственно сложенными очень давно каменными пирамидами, вполне возможно, является древним захоронением. На степной земле в удалении от берега встречаются заметные издалека каменные туры, расположенные на одной прямой поперек всего мыса. Это явно не шаманские обо, эти камни были сложены в кучи не столь давно, внутри некоторых пирамид хорошо сохранились основания несгнивших деревянных столбов, каменные валуны еще не покрылись мхами и лишайниками и не вросли в землю, как это бывает с древними пирамидами камней. Всего вероятнее, их складывали еще не так давно жители в местах сенокоса и заготовки сена. Аналогичные каменные туры можно наблюдать на равнине Замы, где буряты косили траву. Возможно, их оставили геологоразведочные партии, работавшие в этой местности в 1967–1968 гг. Сохранился и широкий вездеходный след от берега в ущелье от транспортировки частей буровой вышки, которую устанавливали в середине ущелья для разведки месторождения олова. Вряд ли эти современные туры можно рассматривать как элементы древней обсерватории горизонтального типа. Подобная гипотеза, что каменные туры якобы «байкальский Стоунхендж – палеообсерватория древних», весьма сомнительна, никаких доказательств, кроме линейного расположения отдельных туров, нет.Наиболее заметным следом деятельности человека в прошлом на мысе Рытом является искусственная каменная стена по кромке леса на довольно крутом склоне сопки, слева от реки Риты, сразу после выхода ее из ущелья. Стена протянулась с северо-востока на юго-запад больше чем на 600 шагов (350–400 м). Поражает не только ее протяженность, но и вес камней, которые кто-то передвигал при кладке. С внутренней стороны стены, примыкающей к горе, образовалась ровная площадка, как полотно дороги, по которой и сейчас удобно ехать верхом. Высота развалившейся стены в настоящее время в основном не превышает метра, но местами она достигает 1,5 м. Большого количества скатившихся вниз камней не наблюдается, вероятно, раньше сооружение было примерно такой же высоты, а значит, никаких оборонительных функций не имело. Подпорная стенка, похоже, не возвышалась над землей, обороняющимся негде было укрыться, и поэтому она не могла защитить их от стрел нападавших. Подобная подпорная стена на склоне горы у границы леса могла препятствовать лишь передвижению пасущегося домашнего скота вверх, чтобы тот случайно не мог зайти в лес. Особенность расположения – стена находится на границе леса, и вдоль нее сейчас проложена звериная тропа, на которой видны следы изюбрей и медведей. Сложенные друг на друга камни отделены от земли и имеют между собой просвет, что явственно указывает на искусственную кладку. Выдвигать гипотезы о предназначении достаточно проблематично. Рядом не известно никаких древних городищ. Сакральное предназначение стены, как на многих байкальских мысах, вряд ли приемлемо, так как ее легко обойти человеку с севера и с юга, а проход в долину она вообще не закрывает. Стена могла быть построена либо для ограничения передвижения свободно пасшегося домашнего скота на степном мысе или для облавной охоты. Сомнение в предназначении стены для охоты вызывает отсутствие каких-либо исторических свидетельств о применении такого способа в Восточной Сибири. В Монголии подобные сооружения для грандиозных облавных охот во времена Чингисхана строились, но в таежной Сибири такой способ не был распространен. Подобные стены есть на священной горе Онхолой и в долине реки Курмы на Малом Море. Старые жители поселка Онгурена говорят, что эти стены предназначались для охоты на зверя, но все-таки более реалистично выглядит версия о заграждении для домашнего скота, чтобы тот не разбегался с мыса. Разгадка происхождения еще ждет своих исследователей. В 2005 г. непосредственно среди кладки камней найдены обломки керамики с рельефным орнаментом, изготовленной предположительно курыканами, из смеси с преобладанием черного цвета, но радиоуглеродный анализ возраста найденной керамики не проводился, и сделать однозначный вывод о времени постройки стены пока невозможно.
Поиски в долине Риты зафиксированного геологом А. Бухаровым в 1967 г. квадратного оконтуренного камнями на земле древнего сооружения не дали результата. В монографии И.Д. Черского приводится описание подобного квадратного сооружения, обнаруженного им севернее пос. Онгурен, на гребне отрога Сонгол-хара (правый борт Тонгужирской долины), в конце XIX в. Им были найдены: «особенные сооружения из каменных плит, четырехгранные постройки, сложенные в виде кладки или сруба с полостью в осевой части. Высота их не превышала 1,5 аршина. Здесь было найдено 3 подобные кладки, из которых лишь одна оказалась целой». Любопытно, что, хорошо зная подобный тип шаманских жертвенников – хан, И.Д. Черский отметил, что описанные находки в окрестностях Онгуренской долины составляют крайний северо-восточный предел известного до сих пор распространения древних каменных сооружений около Байкала. Не найденные пока квадратные сооружения на мысе Рытом, о которых рассказывают местные жители, расположены еще севернее описываемых И.Д. Черским.
Из опросов местных жителей явствует, что наибольшее количество так называемых неопознанных объектов наблюдается в районе мыса Рытого. Здесь неоднократно регистрировались яркие светящиеся изнутри шары, плавно уплывающие в глубь ущелья, и загадочные блуждающие огни с красным свечением. Иркутские уфологи знают об этом месте и уже на протяжении нескольких лет регулярно летом специально ездят на мыс Рытый. У них даже якобы есть кинопленка с записью светящихся объектов, но делятся они этой информацией крайне скупо и неохотно. Либо что-то знают и не хотят говорить, либо говорить не о чем.Существует гипотеза о возможном взаимодействии энергии Земли в местах разломов с солнечной энергией, которая особенно отчетливо проявляется в годы наивысшей активности Солнца. По наблюдениям уфологов, необычные световые явления подвержены закону цикличности и регулярно возникают в середине лета, в период высоких температур и наибольшего периода солнечной радиации. В это время можно наблюдать в небе отчетливые тени от облаков и высока вероятность наблюдения светящихся НЛО.Оперяющий разлом ущелья реки Риты, хорошо выраженный в рельефе, проходит практически перпендикулярно байкальскому рифтовому разлому. Наносы мыса Рытого находятся на самом краю подводного обрыва, на каждый шаг от берега глубина увеличивается на метр. Крутизна подводного склона здесь превышает 45°. Каждую зиму от мыса Рытого на льду возникает сложная сеть становых трещин. Это одно из наиболее опасных мест на Байкале для ледовой проводки автомашин. Сочетание оперяющего разлома реки Риты и глубоководного рифтового байкальского разлома может быть причиной аномалий этого места. Экстрасенсы говорят, что ощущают большие пустоты под ущельем Риты, но подтвердить это инструментальным способом наука не в состоянии.
Из рассказов специалистов стало известно также о гравитационной аномалии на сопке, справа по течению реки, на выходе из ущелья реки Риты. Над мысом Рытым специалистами Сосновской экспедиции проводилась специальная гравитационная съемка с вертолета. Участники этого эксперимента утверждают, что показания приборов здесь были в десятки раз выше, чем обычно. Капитаны байкальских судов также обратили внимание на наблюдавшиеся напротив середины мыса аномалии: неправильные показания компаса и приборов спутниковой навигации (GPS), искажения при прохождении радиоволн. Это может быть свидетельством нахождения здесь крупных месторождений ископаемых или пустот, влияющих на окружающую природу и показания приборов. Геологами на самом деле были обнаружены в глубине ущелья скопления полиметаллов, но, по их мнению, этих запасов недостаточно для возникновения подобных аномалий. Эпизодические, один раз в году, посещения этого места уфологами-любителями, наблюдавшими здесь пролеты светящихся шаров и стелющиеся по земле молнии, без комплексной программы изучения аномальной зоны с помощью специальных приборов в течение продолжительного и непрерывного времени не могут дать ответа на вопрос о причинах необычных явлений. На мысе встречаются странные, обгоревшие изнутри или опаленные только с одной стороны одиночные древесные останки и толстый обугленный изнутри хворост. Впрочем, подобный обгоревший хворост встречается и на других участках байкальского побережья.Неоспоримых доказательств, подтверждающих необычные свойства этого места, у наблюдателей нет, многие люди, ничего не испытавшие на себе после посещения или проживания на мысе Рытом, заявляют, что ничего аномального здесь не наблюдается. Единого мнения о природе геопатогенных зон среди ученых нет. Предполагается, что поверхность всей Земли покрыта сеточной энергетической структурой, наподобие сетки Кюри, неблагоприятное воздействие которой усиливается в местах разломов земной коры и точках пересечения энергетической сетки. Об энергетическом поле Земли знали и древние народы, в Тибете оно было известно под именем глубинных демонов, а в Древнем Китае было запрещено строить жилище без биолокационной проверки местности и учета расположения близлежащих холмов, подземных потоков и полостей. По авторитетным заключениям специалистов, у 91 % людей в геопатогенных зонах резко уменьшаются защитные функции иммунной системы. По гипотезе этих специалистов, губительное воздействие проявляется уже через 8 часов пребывания человека в зоне. Более продолжительное нахождение ведет к последующим заболеваниям, трудно диагностируемым современной медициной. В настоящее время нет возможности однозначно объяснить феномен мыса Рытого. Ни одна из существующих теорий: живого биополя Земли, четвертого измерения или теллурического излучения разломов – не дает ответа на вопрос: почему мыс Рытый был проклят и почему это проклятие действует до сих пор? Но, как известно из пословицы, нет дыма без огня – на мысе Рытом до сих пор происходит что-то необъяснимое, но природа этого воздействия остается непонятной людям.
Вполне разумным может быть объяснение сотрудников Байкало-Ленского заповедника, неоднократно посещавших заповедное ущелье Риты. По их наблюдениям, узкое скальное ущелье становится чрезвычайно опасным в дождь, который здесь случается часто. В ущелье Риты собирается сток воды с большой горной водосборной площади, поэтому подъем воды в горной речке происходит стремительно, буквально на глазах. Путник, оказавшийся в это время в ущелье, будет заперт между отвесными скальными стенками и непроходимой вброд бурной рекой. Случается, что водный поток разрушительной силы несет крупные валуны и полностью затапливает ущелье в узких местах. Свидетельство этому – большие валуны, застрявшие среди стволов деревьев на высоте груди человека, только разбушевавшийся бурный поток мог забросить их так высоко над землей. К катастрофическому внезапному паводку добавляется ветер – горная невероятной силы, разгоняющаяся в глубоком, длинном и прямолинейном ущелье, как в аэродинамической трубе, до силы урагана. По этой причине ни один опытный капитан не причаливает для ночлега к берегу Рытого. В высокой траве степного мыса подстерегает другая опасность – популяция распространенной в этих местах ядовитой змеи, щитомордника. В верховьях ущелья, по которому нет тропы, русло перегораживают крупные валуны, сильно затрудняющие передвижение, а в тайге зверствуют комары. Объективные природные свойства этой местности, вероятнее всего, и послужили причиной возникновения запрета на посещение опасного ущелья.На самом краю мыса Рытого одиноко, среди голой степи растет священная группа тополей. 10 одинаковых развесистых тополей компактно произрастают практически из одного центра, по периметру метрового круга, в середине которого в последние годы стала образовываться от редких посетителей и исследователей этого загадочного места груда камней, своеобразный прообраз будущего бурятского жертвенного обо. Чем больше тайн слагается вокруг Рытого, тем больше становится эта груда камней на мистическом входе в мир духов священного мыса.
WhatsApp/Viber